Что такое Монтессори-детский сад: взгляд со стороны

Знакомясь с современными детскими садами, каждый раз сравниваю их со своим перестроечным детством. В чём тогда заключалась цель детского сада? Нас кормили, укладывали спать, выводили на прогулки, иногда проводили развивающие занятия и возвращали родителям вечером, желательно с минимальным количеством новых шишек.

Сон в детском саду

Поэтому меня поразила система обучения по Монтессори, с которой меня познакомила Ольга Баландина. По этой методике все элементы среды вокруг ребёнка не только интересны ему, но и постоянно помогают развиваться. Все игрушки — не просто игрушки, а тщательно подготовленные и разнообразные «материалы» со своей логикой, которую дети постигают, играя.

Спинер как Монтессори-материал

Это весьма обширная тема, поэтому проще один раз увидеть — посмотрите видеоролики о методе Монтессори, это невероятно интересно!

Я расскажу о главном, что поразило меня. Это самостоятельность, которую прививают детям. Даже в мелочах: во время обеда дети сами накрывают на стол, накладывают себе поесть и убирают за собой тарелки на кухню.

Помощь в Монтессори-группе

То есть постепенно учатся рассчитывать свои силы и помогать взрослым, выполняя повседневные задания. Они могут самостоятельно помочь в лёгкой уборке в группе, если им это будет интересно. Потом при желании сами моют тряпочки и развешивают их сушиться (на всамделишные детские сушильные доски со всамделишными детскими прищепками!).

Детские сушильные доски в Монтессори-школе

Поэтому собрать за собой игрушки (без напоминания!) или научиться самостоятельно завязывать шнурки — это для них само собой разумеещееся. Дети делают только то, что им интересно и по силам.

Так как в группах одновременно играют разновозрастные дети, то они во-первых учатся заботиться о младших и во-вторых, учатся у старших. Дети сами выбирают те материалы, с которым им будет интересно заниматься. А когда видят, что более взрослые их товарищи играют с более сложными материалами, то это является для них стимулом развиваться самостоятельно. В итоге к школе они под мягким направлением педагогов самостоятельно учатся чтению, счёту и письму. Простая и гениальная идея, по-моему!

Обучение чтению в Монтессори-группе

Огромная благодарность педагогам школы за подробный рассказ о своей школе и методике — видно, что они заряжены идеей помогать и направлять детей в их развитии, видно их уважительное отношение к своим подопечным. Это нечто!

Автор: Артём Ультиметов.

Фотогалерея:

К списку статей